Э́двард Бёрн-Джонс -мастер символизма

 

Э́двард Бёрн-Джонс -мастер символизма




Э́двард Ко́ли Бёрн-Джонс (англ. Edward Coley Burne-Jones; 28 августа 1833, Бирмингем, Великобритания — 17 июня 1898, Лондон, Великобритания) — английский живописец и иллюстратор, один из наиболее видных представителей, широко известный своими витражами. Ведутся споры о том, можно ли считать Бёрн-Джонса представителем прерафаэлитизма, однако очень близок им по духу, если не по технике и колориту

Ранние годы


В молодости хотел стать священником. Изучал теологию в Эксетер-колледже (Оксфордский университет). Здесь знакомится с Уильямом Моррисом, и оба, находясь под впечатлением картин прерафаэлитов, принимают решение отказаться от богословия ради живописи. Когда в 1856 году Данте Габриэл Россетти встречается с Уильямом Моррисом и Эдвардом Бёрн-Джонсом, это знакомство становится началом нового этапа в развитии движения прерафаэлитов.

Живопись



В двадцатидвухлетнем возрасте Бёрн-Джонс открыл для себя «Смерть короля Артура» Томаса Мэлори, и до конца своей жизни он создавал полотна, посвящённые этим легендам. Красота и таинственность древних преданий пленили Бёрн-Джонса ещё и потому, что это были христианские предания, построенные на тематике битвы добра и зла, греха и спасения. Как многие другие современники, которые потеряли свою веру в Бога, Бёрн-Джонс сохранил веру в христианские добродетели, романтическую любовь, благородство. За два года до смерти он писал: «Поразительно, но эта история о Святом Граале всегда была в моих мыслях… Есть ли в мире что-нибудь столь же прекрасное?»

Бёрн-Джонс много рисует обнаженное мужское тело. Вот такой психологический анализ дает некоторым его картинам И. С. Кон в своей книге "Мужское тело":

«Некоторые его мужские образы откровенно андрогинны. В других случаях художник „перевертывает“ стереотипное соотношение мужских и женских ролей: вместо сильного мужчины, который покровительствует слабой женщине, у Бёрн-Джонса беспомощный, пассивный мужчина оказывается во власти опасной энергичной женщины. На картине „Глубины моря“ (1987, Гарвард, Художественный музей университета) сильный мускулистый матрос не может одолеть обнимающую его и увлекающую в пучину русалку. Мотив „женской власти“ ярко выражен в серии картин Бёрн-Джонса о Персее. Древнегреческий герой изображен испуганным нагим юношей, над ним возвышается большая, сильная, одетая Афина (напр., картина „Снаряжение Персея“, вся серия находится в Штутгарте). В знаменитой картине „Колесо фортуны“ (Париж, д’Орсэ) обнаженные мужчины полностью зависят от большой одетой женщины. Страх перед женщиной выражен и в картине „Демофонт и Филлида“ (Лондон, Тейт-Бритн). Какие бы личные проблемы художника не стояли за этими образами, Бёрн-Джонс выразил в них некоторые архетипические, изначально мужские переживания, — мужчина одновременно хочет женской близости и опеки и боится их.»

Картины Бёрн-Джонса почти плоскостны, в них нет ярко выраженной игры светотени. Он делает упор на линию, а колорит его работ очень часто золотисто-оранжевый.[2] Детализация и излишний реализм прерафаэлитов нехарактерны для Бёрн-Джонса. Его герои очень статичны, их лица отрешены, а позы скорее напоминают изящные позы статуй.[2] На картинах почти нет динамики, только созерцание.


Создан 27 авг 2010



в Blogger в Twitter в Живую ленту в Вконтакте в Живой Журнал в Мой мир в Я.ру в Facebook